Юридическая фирма бонус на главную bonus-urist.png Юридическая фирма бонус - сделки с недвижимостью аудиторские и бухгалтерские услуги

+7 (812) 680-10-80

Имя*

E-mail*

Телефон

Введите цифры*

Ваш вопрос*

Аудиторское заключение как часть годовой бухгалтерской отчетности

Понятие бухгалтерской отчетности дано в статье 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ. Это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ.

Статьей 3 указанного Закона определены основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете. Одной из них является - составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и ее доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Пользователями бухгалтерской отчетности являются лица, заинтересованные в информации об организации:

  • руководитель организации;
  • учредители общества;
  • участники и собственники имущества организации;
  • инвесторы;
  • кредиторы;
  • поставщики и покупатели и др.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 13 Закона «О бухгалтерском учете» в состав бухгалтерской отчетности входит аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности организации в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Приказ МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н).

Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены условия и порядок проведения аудиторской проверки.

Ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в отношении:

  • организаций, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • кредитных организаций, страховых организаций или обществ взаимного страхования, товарных (фондовых) бирж, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фондов, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • организаций или индивидуальных предпринимателей, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн руб. (500 тыс. МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн руб. (200 тыс. МРОТ);
  • государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн руб.;
  • организаций, обязательный аудит в отношении которых предусмотрен иными федеральными законами.

Например, отдельными федеральными законами определено требование об обязательном аудите сельскохозяйственных кооперативов (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»), акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»), финансово-промышленных групп (Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»).

Сспециальные правила проведения обязательного аудита установлены в отношении организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%. При осуществлении аудита в таких организациях, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения конкурсов утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005г. № 706.

Пунктом 2 статьи 7 Закона «Об аудиторской деятельности» установлено требование проведения обязательного аудита исключительно аудиторскими организациями. В соответствии со статьей 1 указанного Закона аудиторская проверка представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой аудиторской организацией выдается соответствующие заключение.

Согласно статье 10 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству. Форма и содержание аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

На основании пункта 41 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом МФ РФ от 06.07.1999 N 43н, к годовой отчетности организации прилагается итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам аудиторской проверки.

В соответствии со статьей 97 ГК РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Необходимо отметить, что вместе с бухгалтерской отчетностью общество должно опубликовать информацию о результатах проведенной аудиторской проверки (п.45 ПБУ 4/99).

Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения. В том случае, если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо полного текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна содержать мнение (оценку) аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности.

За нарушение требований законодательства об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.6 КоАП РФ. В данном случае отсутствие аудиторского заключения можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.

В случае непредставления в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в порядке, установленном пунктом 1 статьи 23 НК РФ, организация также может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании статьи 126 НК РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Хочется отметить, что статьей 15.11 КоАП предусмотрен штраф в размере 2000-3000 руб. при выявлении искажений какой-либо статьи бухгалтерской отчетности на 10 процентов и более, который взимается с должностных лиц. Однако если организацией соблюдены требования законодательства о проведении обязательной аудиторской проверки, то риск возникновения такого нарушения минимален.

статья опубликована в журнале
 "Бухгалтерские вести" № 8 за февраль 2006 года,  стр. 10.